Четверг, 18.04.2024, 13:45
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Дистанционный курс «Ресурсы Коми-Пермяцкого округа»

I.         Пояснительная записка.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы краеведческого характера. Таким образом, для обеспечения преемственности образовательной политики в КПО, совершенствования образовательного процесса, удовлетворения образовательных потребностей учащихся можно ввести в V-IX классах учебный модуль "Ресурсы КПО" в количестве 17 часов. Программа дистанционного курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по географии в региональном компоненте. Особенность изучаемого курса состоит в дистанционном преподавании.

Данная программа имеет цель: сформировать у учащихся целостное представление о богатствах Земли на примере Коми – Пермяцкого округа.

Основные задачи заключаются в следующем:

1.    Изучить особенности природных и рекреационных ресурсов КПО;

2.    Овладеть знаниями, необходимыми для бережного отношения к окружающей среде КПО;

3.    Закрепить практические навыки в изучении окружающей природы (почв, рек, озер, растительного, животного мира) и культурно – исторических объектов КПО;

4.    Способствовать развитию коммуникативных умений, эстетическому восприятию  окружающей среды, воспитанию любви к своему краю.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Естествознание», «История, «Информатика».

Учебно-познавательная деятельность учащихся – индивидуальная.

Планируемые результаты обучения:

1.    Оценивать и прогнозировать на доступном для школьников уровне  изменения природных объектов на территории КПО под воздействием человеческой деятельности.

2.    Объяснять последовательность приемов работы с контурной картой, со статистическими материалами.

3.    Описывать образ  жизни,  приспособление к условиям существования отдельных животных и растений КПО,  природных ресурсов КПО.

4.    Определять  наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами, результаты мероприятий по охране природы своей местности КПО.

5.    Называть  основные мероприятия по охране органического мира КПО, примеры взаимосвязи между земными оболочками, на примере КПО.

Для реализации программы используются все имеющиеся УМК.

Реализация курса предполагает учебную нагрузку 0,5 часа в неделю в течение учебного года. При освоении дистанционного курса от учащегося требуется самостоятельное изучение теоретического материала по указанным учебникам и пособиям; выполнение тестов, упражнений и практических работ на контурной карте. В ходе самостоятельной работы учащийся должен научиться выявлять теоретические положения, которые ему непонятны, и формулировать вопросы преподавателю для получения необходимых разъяснений. То же самое касается и практической части курса. Результатом практической деятельности должны стать: 1. Проработанные туристические маршруты; 2. Проект «Земля Коми-Пермяцкая родная». В конце курса учащиеся должны выполнить контрольное итоговое задание по всей теме. Желающие выполняют проектную работу по теме «Ресурсы Коми-Пермяцкого округа».


II.      Содержание  курса

Введение

Земли округа расположены на северо-западе Пермского края в излучине Камы и занимают площадь 32,8 тыс. км2. Граница с Республикой Коми почти совпадает с водоразделом рек бассейнов Каспийского моря и Северного Ледовитого океана. Рубежом, разделяющим эти речные системы, являются Северные Увалы. Отсюда несут свои воды на юг многочисленные притоки Камы. Большая часть границы с Кировской областью идет по Верхнекамской возвышенности. На востоке и юге округ граничит с районами Пермского края. Центральную и южную части округа занимают междуречья, разделяющие правые притоки Камы. К югу от Северных Увалов протянулась широкая пониженная равнина, где проложила свой путь Кама – главная водная артерия округа. [Приложение I]

Цель: Изучить главные особенности географического положения  КПО.

Задачи: 1. Научиться определять границы КПО, координаты крайних точек и пограничные территории на карте Пермского края; 2. Продолжить работу на контурной карте КПО.

Основные понятия: материк, части света, меридианы, параллели, широта, долгота, протяженность, географические объекты, континентальная территория.

После изучения темы ученик должен уметь: 1. Определять границы КПО на карте Пермского края; 2. Определять координаты крайних точек КПО; 3. Выделять особенности географического положения.

Рекомендации: если вы затрудняетесь работать с контурной картой, то  вам   необходимо  прочитать требования к оформлению к/к на первой странице любого комплекта к/к по географии.

Задание 1. Нанести на контурную карту границы, крайние точки территории КПО и  определить их координаты. [Приложение IV]

Задание 2. Написать эссе, в котором дать оценку географического положения округа для жизни и хозяйственной деятельности населения жителей Пармы.

Материалы. [Приложение I]

1.           Тема I. Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков

1.1  Социально-экономическое положение Коми-Пермяцкого округа и г. Кудымкара

1.2  Население Коми-Пермяцкого округа

Цель: Проследить динамику численности  населения округа.

Задачи: 1. Продолжить работу над новыми понятиями; 2. Выявить причины миграции населения.

Основные понятия: Совокупность процессов рождаемости и смертности; демографический кризис; естественный прирост; депопуляция; демографический кризис; младенческая смертность; миграция;  внутренняя миграция; внешняя миграция; естественное движение населения; иммиграция населения.

После изучения темы учащиеся должен уметь: 1. Определять показатели естественного прироста; 2. Прогнозировать движение численности населения; 3. Выделять основные причины миграции населения округа.

Рекомендации: При изучении этого вопроса учащимся необходимо глубоко проработать новые слова и понятия (можно воспользоваться предложенным словарём).

Быть более внимательным при работе с таблицами и диаграммами.

Задание 1. На основе изученного материала написать географический диктант – ответить на вопросы и закончить предложения.

Задание 2. Выполнить практическую работу: 1. Проследить динамику (изменения) численности населения по предложенным таблицам №1, №2; 2. Выявить причины снижения численности населения по предложенным материалам.

Задание 3. От чего зависит уровень безработицы в стране, в округе?

Материалы. [Приложение II]

2.           Тема II. Ресурсы КПО

2.1    Водные

Цель: Сформировать представление о реках и озёрах КПО.

Задачи: 1. Провести комплексную работу со словарём, схемами и картой; 2. Продолжить работу с модулем; 3. Определить пути охраны рек.

Основные понятия: русло, речная система, притоки, полноводность, озерные котловины, половодье, паводок, ледостав, питание реки, твердый сток, годовой сток, расход воды, падение, уклон.

После изучения темы учащиеся должны уметь: 1. Определять исток и устье Иньвы, Косы, Камы; 2. Определять их притоки; 3. Анализировать водный режим рек.

Рекомендации: Если затрудняешься выполнить задание, обратись к учебнику «География Коми-Пермяцкого автономного округа» на стр. 29-33.

Если при выполнении второго задания появились затруднения, от меня подсказка: реки расположены с севера на юг на территории КПО.

Задание 1. Работа в модуле блок 3 «Познание нового».

Задание 2. Выполни тест.

Материалы. [Приложение III]

2.2    Лесные

Цель: Рассмотреть особенности лесных ресурсов КПО.

Задачи: 1. Выявить  особую ценность лесных богатств Пармы; 2. Определить пути охраны «зеленого золота» Пармы.

Основные понятия: темнохвойная тайга; сосновые боры; таёжные тропы; «легкие планеты».

После изучения темы учащийся должен уметь: определять по карте географию размещения лесных массивов, определять что даёт человеку мир растений.

Рекомендации: При изучении данного вопроса будь крайне внимателен во время виртуальной экскурсии по лесным просторам Пармы.

Задания:

1.             На контурной карте КПО укажи географию размещения основных пород деревьев и лекарственных трав. (можно использовать карты атласа КПО.

2.             Выполни практическую работу «Использование древесных растений». (подсказка: крона, сучья, кора, ствол, пень и корни). [Приложение IV]

3.             После работы с материалами «Лесной мозаики» разработай пути охраны леса.

Материалы. [Приложение III]

2.3  Рекреационные

Цель: выявить аттрактивность (привлекательность) культурно-исторических ресурсов Коми-Пермяцкого округа.

Задачи: 1. Определить возможное практическое использование; 2. Разработать рекламу маршрута возможного путешествия.

После изучения темы учащийся должен уметь: оценивать культурно-исторические богатства КПО.

Рекомендации: при изучении данного вопроса будьте крайне внимательны при подборе материала для рекламного туристического маршрута, так как необходимо включить все виды ресурсов.

Основные понятия: природно-рекреационные ресурсы; культурно-исторические ресурсы: археологические, этнокультурные, историко-мемориальные, архитектурно-градостроительные.

Задание: Разработать рекламу туристического маршрута (в виде буклета) в любом редакторе и отправить на проверку.

Материалы. [Приложение III]


III.   Тематическое планирование

 

Тема

Примерная трудоемкость, учебных часов

Введение

2

Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков

4

Ресурсы КПО

11

ИТОГО:

17

 

Литература

Основные пособия:

1.        Девяткова С.Б., Кузьминова Р.Г., Гагарский М.Д. География Коми-Пермяцкого автономного округа. Учебное пособие – Пермь, Пермская книга, 1992

2.        Девяткова С.Б., Кузьминова Р.Г., Чеботкова А.Д., Черных Е.А. Занимательная география Пармы. Книга для учащихся – Кудымкар, Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1993

3.        Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Справочное издание. – Кудымкар; Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2000

4.        Атлас Коми-Пермяцкого автономного округа. География // М., ФСГИКР, 2003

 

Дополнительная литература:

5.        Дунина Е.М. Наш край. вып. 8 – Кудымкар, Пермское книжное издательство, 2000

6.        Зубов Ю.П., Конин Г.К. Наш край. вып. 6 – Кудымкар, Пермское книжное издательство, 1985

7.        Конин Г.К. Памятники и истории и культуры КПНО - Кудымкар;  Пермское книжное издательство, 1976

8.        Новикова Н.Ю. Художники Пармы – Пермь, Звезда  2005

9.        Попова О.В. Наш край: наследие Пармы, вып. 9 - Пермь, Алекс-Пресс, 2005

10.    Ратегова Л.П. Гордость Пармы – Кудымкар, Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2008

11.    Ратегова Л.П. Даты, события, люди… - Кудымкар, Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2001

Категория: Мои статьи | Добавил: strateg91 (11.01.2013)
Просмотров: 2008 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: