Среда, 18.10.2017, 08:50
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Уважаемые руководители ОУ и педагоги-новаторы

               Основные тезисы  и положения

1 положение-тезис:

1.Существующая система оценки качества образования не учитывает требования ФГОС. Должно быть различение «качества»  и «результатов». Задача системы оценки качества - управление системой через оценку результатов. Главная задача системы оценки – сигнал учителю о том, что ему надо меняться (менять технологии, подходы и т.д.; (ответ учителя, что нас этому не учили и мы не умеем это делать уже  не сработает). Управление развитием в ОУ должно стать нормой.

2.Учитель не владеет инструментарием оценки индивидуального прогресса ученика( виды оценки индивидуальных учебных достижений, оценка внеучебной деятельности и др.).

3.ФГОС построен на компетентностном подходе, который не противопоставляется ЗУНАМ, а есть продолжение ЗУНОВ.

 

2 положение - тезис:

4. В проблематику развития системы оценки качества  основного общего образования входит современная образовательная среда.

( например, современное оборудование).

 В проблематику развития  системы оценки качества  основного общего образования входит принцип комплексности. Нельзя развивать систему оплаты труда -  не развивая систему оценки качества.

Нельзя наращивать систему финансирования не разобравшись с образовательными результатами.

 В проблематику развития системы оценки качества  основного общего образования входит принцип мотивации учителя. Если нет мотивации учителя, то тогда ничего не происходит. Если дать учителю инструкцию, то учитель не станет субъектом деятельности, не будет учительской мотивации.

 

Вывод №1:

Проблема комплексности  состоит в описании результата, в представлении результативности ( положения  об оценке качества должны быть заложены

 в стимулирующей части, а стимулирующая часть должна соответствовать муниципальному заданию. «Стандарт -показатели качества- муниципальное задание»  ФЗ №83).

 Муниципальное задание –это показатель комплекности ( объем ассигнований и показатели качества. (МЗ - ОУ-ОП- результат».

Суть муниципального задания -это оказание услуги, суть в эффективном использовании бюджетных средств. Учредителям не выгодно отпускать ОУ в автономные  учреждения, т. к надо отдать весь пакет денежных средств. Чем обосновываем МЗ? Конечно, стоимостью ОП. Какие она результаты дает?

Система оценки качества должна обосновывать объем  МЗ.

 

3 положение-тезис:

 Система оценки качества общего образования должна задавать социализацию учащихся на показателях индивидуального прогресса учащихся. Социализация – рамка СОК.

 

4 положение-тезис:

Выделим принципы конструирования образовательных  результатов:

1 принцип: описание метапредметных образовательных результатов должно носить сквозной характер и должно проявляться в разных учебных предметах в учебной деятельности на всех трех ступенях школьного образования.

 Метапредметные   образовательные результаты  представлены как  составные элементы учебной деятельности  и описаны через 3 группы ключевых компетентностей:

1группа.

 - умение учиться (начальная школа);

-учебная грамотность (основная школа), представлена  3 группами показателей -  готовность к постановке новых учебно-познавательных задач и проблем; готовность к  решению новых учебно-познавательных задач и проблем; контрольно-оценочная самостоятельность;

-образовательная компетентность(старшая школа);

 

 2группа.

-учебное сотрудничество(начальная школа);

 

-коммуникативная грамотность(основная школа) представлена так : готовность действовать  совместно с другими; понимание точки зрения ,отличной от собственной; готовность к координации разных точек зрения;

-коммуникативная  компетентность(старшая школа);

 

3группа.

-умение работать с информационным текстом(начальная школа);

-информационная грамотность (основная школа) представлена так : грамотность чтения и письма  информационных текстов; знаково-символическая  грамотность; решение задач с применением ИКТ технологий.

- информационная компетентность(старшая школа).

Для всех 3х видов грамотностей  описаны диагностические проявления (индикаторы) под которые должны быть сделаны образцы диагностических заданий.

 

2 принцип: описание предметных  образовательных результатов должно носить уровневый характер.

         Предметные результаты  есть набор учебно-предметных  компетентностей и описаны через ряд определенных видов грамотности: математическая, языковая, естественно- научная, художественно-эстетическая,  социально-политическая, технологическая, грамотность чтения, грамотность здорового образа жизни и безопасности. Описаны грамотности как становление культурных форм действия в каждом учебном предмете через 3 этапа-уровня:1- формальный; 2-предметный(рефлексивный);3-функциональный(ресурсный).

 Такое уровневое описание предметных результатов позволит организовать на уровне ОУ мониторинг индивидуального прогресса каждого ученика.

 

3 принцип: образовательные результаты ( предметные и метапредметные) должны носить операционный характер.

 

4 принцип: описание личностных результатов должно носить качественный характер.

Личностные образовательные результаты описаны через 3 сквозных блока результатов:

1 блок: осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории (инициатива-самостоятельность-ответственность);

2 блок: социальное действие и моральное поведение;

3 блок: здоровье и безопасность.

 

 

5 положение-тезис:

Структурные элементы системы оценки качества основного общего образования:

 

1.    оценка индивидуальных учебных достижений (планируемых результатов) школьников.

( стартовая диагностика –оценка готовности к обучению на переходе  учащихся из начальной школы в основную ;оценка индивидуального прогресса учащихся в ходе непосредственного образовательного процесса; промежуточные мониторинговые исследования регионального уровня по оценке формированию метапредметных образовательных результатов  подростков; формирующее оценивание для обучения; итоговые интегративные проектные задачи и образовательные события, включающие в себя предметные , компетентностные  результаты, социальный опыт подростков, оценка внеучебных достижений школьников; итоговая аттестация  выпускников основной школы.)

2.    экспертная оценка содержания и реализации основной образовательной программы основного общего образования

(оценка – достигнуты ли намеченные цели и задачи, соответствуют ли  условия и процессы подготовки учащихся требованиям  ФГОС, запросам родительской общественности .Подобные оценки проводятся в рамках государственной. аккредитации ОУ.

 

3.    оценка образовательной среды основной школы в ОУ. (проводится через оценку условий, обеспечивающих возможность: достижения планируемых результатов освоения ОПП; выявления и развития способностей учащихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, социальной практики; работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих  соревнований, научно-технического творчества и проектно- исследовательской деятельности; эффективного использования времени, отведенного на реализацию ОПП; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективность самостоятельной работы обучающихся; включения обучающихся в процессы  понимания  и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия; эффективного   управления  ОУ  с использованием ИКТ, а также современных  механизмов финансирования; психологический комфорт в ОУ).

 

 6 положение-тезис:

  Образовательная программа образовательного учреждения  как основа ОКО. ОП как проект развития СОК.

Необходим переход от  натуральных  проверок к камеральной экспертизе, переход от контроля за качеством образования  к оценке качества образования.

Вывод№2

Необходим мониторинг оценки качества основного общего образования с помощью информационной системы. Речь идет об электронной среде. Выделяют 3 информационные системы :(автор Р.В.Селюков)

1.система для оценки предметных результатов;

2.система для оценки метапредметных результатов;

3.система для оценки  личностных результатов.

Информационные системы работают на портале www.eurekadaily.com. Общая структура представленных информационных систем включает конструктор основной образовательной программы, результаты – индикаторы образовательных результатов, курсы и события, занятия, задания или ситуации, оценочные инструменты, журнал, дневник. Апробированные ИС предусматривают использование нескольких видов оценок выполненных заданий и типов заданий.

2 часть: Главное в инновациях

1.Идеи и их реализация:

(школа – центр сетевого взаимодействия с другими ведомствами; школа- современная оценка качества учителя; повышение квалификации в опорных ОУ; поддержка талантливых детей; создание новых моделей ОУ (комплексы, АОУ и др.);10 внеаудиторных часов ФГОС и сам ФГОС; проект « Умная школа»-это реальное виртуальное пространство;  государственный заказ и государственная услуга );

2. Психологическое знание;

3.Новые специальности: навигатор сети- тьютор.

 

1 положение-тезис:

 обозначим ключевые принципы развития инновационной деятельности в образовании:

  • принцип развития;
  • принцип многообразия;
  • принцип индивидуализации.

Принцип многообразия не реализуется, если образование замыкается на единой программе, единой системе учебников, необходимо наличие выбора.

Индивидуализация часто понимается как воспитание индивидуалиста. Принцип индивидуальности предполагает предоставление возможности ребенку максимально проявить себя. Если ребенок не реализует себя в пространстве школ, он находит другие пути самореализации: на улице, в криминале.

Основная проблематика инновационного образования связана с отсутствием оформленного заказа на него. Инновационное образование самостоятельно  формирует себе заказ. Однако заказ инновационному образованию редко становится массовым заказом. Система развивающего обучения имеет продолжительную историю, но и сейчас у большинства родителей нет в сознании заказа на развивающее обучение.

Но если вспомнить принцип многообразия, развивающее обучение и не должно быть массовым и  это нормально, если будет предоставлен выбор из инновационных систем. Разные группы родителей формулируют разные заказы, которые  должны реализовываться. Опыт инновационных школ показывает: существует стабильное количество родителей, которые отдают своих детей в инновационные школы, требования этих родителей к школе похожи. Содержание инноваций в школах может быть разное, но тип образования похож – развитие способностей ребенка. Необходимо формировать в общественном сознании такой заказ как норму: развитие способностей ребенка, но разными путями. Должна появиться норма: учитель занимается инновационной деятельностью, школа реализует инновационную деятельность. Содержание деятельности может различаться, но цель – одна – развитие способностей к инновационной деятельности у детей.

Существует опасность того, что мы «наформируем» людей с высоким потенциалом, с высоким уровнем амбиций, но мы не можем гарантировать им успешной самореализации в жизни. Сейчас в стране больше востребовано не качество продукции, даже наоборот: доля прибыли от качественной продукции низкая, прибыль приносят сопутствующие работы. Например, нет смысла делать качественное дорожное покрытие, если можно зарабатывать на регулярном ремонте дорог.

Детям необходимо предоставлять возможности для самореализации в школе, иначе они найдут возможность для самореализации в других средах. Но расширение школьных ресурсов не дает гарантий, что дети останутся там, где получали образование. Например, в Чувашской республике реализовывался проект по развитию сельского хозяйства в регионе. Были израсходованы огромные средства на инфраструктуру республики, однако дети, получив образование покидали регион.

Существует миф о сельской школе: школа закроется – погибнет село. Не школа спасает село, а производство, финансирование, новые технологии. Ситуация с социальным заказом – неопределенная: люди формируют среду или среда с высоким потенциалом развивает людей.

Сейчас люди с высоким потенциалом приходят на руководящие позиции и сталкиваются со средой, которая может подавить желание что-то менять. Пока критической массы мало – она вся помещается на Болотной площади. Если станет больше – все не уедут, тогда надо будет менять правила. Но нельзя сказать, что выпускникам гарантируется счастливая жизнь, уверенности нет, но появление большего количества людей, способных осуществлять инновационную деятельность кардинально меняет ситуацию, меняет возможности. Стопроцентного понимания с обществом про это быть не может.

 Иногда прорыв может быть совершен ценой чей-то жизни. В связи с этим понимание цены вопроса может служить тормозом или регулятором.
 Цена может быть тормозом, а может быть стимулом. Показательным примером служит история с сельским учителем Ильей Фарбером (его история освещалась в газете «Вести образования»). Настоящая цена вопроса заключается в нравственной возможности для учителя отвечать за последствия для ребенка, если мы его обрекаем на склонность к инновационному поведению. Эффект предпринимательства зависит не только от предпринимателя, но и от поведения потребителей. В образовании также – кому нужны инновации, если население их не принимает. Инновационный проект не несет гарантий успешности учеников. Со знаниями – могут быть гарантии. Если вдолбить ребенку определенный алгоритм нравственного поведения (сначала родина, потом ты), тогда можно быть уверенным, как он будет действовать.

Мотивация учителя, ученого, исследователя лежит внутри содержания. Если здесь и сейчас содержание разворачивается, тогда и мотивация появляется.  Однако разворачивание содержания обратно пропорционально созданию нормы. Норма может появиться только из рефлексии человека действующего инновационно, тогда норма может быть обобщенной. Но если норма создается не как рефлексия деятельности, не через выход за пределы деятельности, не через моделирование общего пространства, в котором может появиться норма, тогда она рождается как регулятор сиюминутных отношений: кто сильнее – того и норма. Нормальный человек не занимается созданием нормы, ему есть чем заняться. Но когда он понимает, что его жизнь зависит от того, как будет действовать норма – складывается ситуация, когда он не может не включаться в создание норм.

Еще одна проблема: отчуждение нормы. Нужны люди, которые переводят проектные решения в пространство нормы. Например, всем понятно, что ЕГЭ не учитывает всех результатов школьного обучения, но оформить это в отчужденную норму не удается. А уже есть распоряжение Президента РФ и Правительства РФ, которое приведет к тому, что новая норма будет создана без учета инновационных разработок в сфере оценки внеучебных и внеурочных результатов.

.

Есть ли смысл в школьном обучении ориентироваться на вузы, если очевидно, что вузы находятся в кризисе, а большинство инноваций происходит в школах? Исследовательская работа в университетах не является источником преподавания студентам,  в то время как, содержание, которое преподается студентам, должно появляться не из учебников, а их свежих результатов исследований. В этой ситуации школы могут быть площадками для пополнения содержания образования.

Также следует уменьшить свои амбиции: образование не является всесильным. Подготовка кадров – большая часть, но не единственное условие. То как устроена экономика иногда может войти в жесткое противоречие с системой подготовки кадров – отсутствие конкуренции, неприкосновенности собственности и т.п. Необходимы люди, которые смогут менять правила внутри экономики. Школа должна в этом ракурсе взаимодействовать с ВУЗами, т.е. уровень взаимодействия глубже, чем качественная подготовка по предмету.

Проблема профстандартов – это проблема источника формирования стандарта. Вероятно источником должно быть инновационное производство, тогда профстандарт – это норма, которая через некоторое время должна появиться.

 

 

3 часть: актуальные проблемы модернизации образования в условиях реализации ФГОС.

 

1тезис: До сих пор существует различное представление о стандартах.

1. Рефлексия учителя-главное  в эффективности внедрения ФГОС. Но как оценивается эффективность труда, каковы цели оценочной деятельности?  Необходимо создать систему оценки результатов труда( т.е.где оклад учителя , а где все виды деятельности  педагога).Оплата труда должна быть построена с учетом требований ФГОС. У учителя должно быть 2 плана: план занятия и план учета результатов деятельности ученика. В школе должны быть замечены все достижения ученика.

 

2.Замена бумажной среды на электронную среду. Электронную среду в начальной школе тормозит учитель, а не технология.

 

3.Школьные библиотеки очень медленно  содержательно двигаются в сторону медиатеки.

 

4.Межпредметные ,  личностные результаты будут низкими так как объем внеурочной деятельности низкий.

 

Вывод: условия опережают личностный рост учителя ( мотивация учителя очень низкая).

 

2тезис: экономика образования

Какова экономика 1 ступени образования:

 

 

1.дети осваивают учебную деятельность;

2.дети работают внутри сообщества класса;

3.формирование учебной деятельности происходит во внеурочной деятельности(за рамками учебного плана);

Вывод: классно-урочная система не является тесными рамками.

 

Какова экономика 2 ступени образования:

 

1.деятельность , обеспечивающая выбор, пробу, рефлексию.( большая роль тьютора);

2.дети работают в разных клубных  пространствах;

3.дети проектируют разные программы.( плюс свои индивидуальные учебные планы).

Вывод: классно-урочная система не норма для подростковой школы. Здесь должна быть другая образовательная программа.

 

Какова экономика 3 ступени образования:

1.реализация индивидуальной образовательной программы;

2.дети работают в соответствии  с индивидуальной образовательной программой + плюс профориентация(  свое будущее);

3.профессиональные пробы и свой сетевой проект

 

Вывод: предмет итоговой деятельности - способность детей действовать во  внеучебных средах.

 

4 часть: мониторинг ФГОС НОО в ОУ Пермского края (2012год).

Выводы

В начале исследования мы выдвинули ряд гипотез:

1.     Уровень использования инновационных образовательных технологий учителями начальных классов можно оценить как умеренно-низкий, очень малая доля собственных разработок, однако они есть.

Гипотеза подтвердилась лишь частично. Да, среди учителей очень малая доля собственных разработок (1,3% респондентов). Однако почти 80% опрошенных учителей начальных классов указали, что они используют в своей практике различные инновационные технологии.

2.     Уровень освоения базовых образовательных технологий достаточно высокий для использования инновационных образовательных технологий;

Гипотеза подтвердилась полностью. 79,5% отметили уровень освоения базовых образовательных технологий как очень высокий и высокий.

3.     Далеко не все условия для эффективного и массового использования инновационных образовательных технологий созданы. Зачастую проблема связана с отсутствием мотивации у  учителей начальных классов;

Гипотеза подтвердилась частично. Основная причина, по которой педагоги не используют инновационные технологии в своей работе, - отсутствие организационно-методического обеспечения (65%), на втором месте – отсутствие денежной мотивации (26,4%), кроме того 20,7% учителей отметили, что старые образовательные технологии хорошо работают.

4.     Уровень организационно-методического обеспечения внедрения в практику работы ОГУ ФГОС НОО можно оценить как средний, проблемы обеспечения больше заложены в методической части, а не в организационной.

Гипотеза подтвердилась частично. Только 46,3% респондентов оценили уровень методических материалов общеобразовательного учреждения для внедрения в практику ФГОС НОО как высокий и очень высокий. 57,2% респондентов оценили высоко и очень высоко уровень работы методической службы своего общеобразовательного учреждения.

В целом внедрение ФГОС НОО в реальную образовательную практику проходит успешно. Учителя высоко оценивают потенциал инновационных образовательных технологий. В тех общеобразовательных учреждениях, где есть завуч по начальному образованию, полезность его работы 75,3% учителей оценивают как высокую или очень высокую. Однако существует серьезная проблема: учителя отмечают отсутствие организационно-методического обеспечения для эффективного внедрения ФГОС НОО в образовательную практику. Именно эта проблема оказывается ключевой при использовании инновационных образовательных технологий. 

 

Ректор института, к.п.н.                                       Г.Н.Травников

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: strateg91 (24.03.2013)
Просмотров: 442 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: